Добавить страницу


2.4.3. Точка роста «Сфера услуг». Потенциал и ресурсы развития. Наиболее значимые инвестиционные проекты

Развитие сферы услуг предполагает реализацию комплекса мероприятий как по привлечению дополнительных финансовых ресурсов «из вне», так и по улучшению условий проживания в муниципальном округе:

1. Развитие оптовой торговли на основе выгодного географического положения:

1.1. Расширение деятельности оптового распределительного центра;

2.Развитие жилищно-коммунального хозяйства:

2.1. Обеспечение эффективного функционирования жилищно-коммунального комплекса;

2.2. Энергосберегательная политика;

2.3 Внедрение нетрадиционных методов по выработке электро и теплоэнергии, в том числе газотурбинные и ветроэнергетические установки для нужд ЖКХ.

3. Развитие системы медицинских, образовательных, развлекательных услуг:

3.1. Развитие здравоохранения;

3.2. Формирование системы образования привлекательной как для местных жителей, так и иногородних;

3.3. Организация досуга населения.

Таблица 3

Направления и шаги администрации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе по точке роста «сфера услуг»

Точка роста Угрозы Возможности Шаги администрации (программа действий)

Оптовая торговля и складское хозяйство

· развитие ОРЦ

· Приход крупного конкурента (расширение крупно оптовых торговых сетей)

· Отсутствие спроса со стороны клиентов (высокие арендные ставки, криминогенность, плохие условия хранения и транспортировки)

· Отсутствие средств для дополнительных крытых помещений и приобретения морозильных установок

· Выгодное географическое положение позволяет расширить сферу функционального влияния ОРЦ за пределы Самарской области

· Перспективность данного торгово-складского бизнеса привлечет стратегического инвестора

Краткосрочная перспектива

· Расширение используемых площадей

Среднесрочная перспектива

· Увеличение пропускной способности ОРЦ. Строительство новых ангаров

· Расширение номенклатуры товаров и представляемых услуг (продукты питания, крепкие и слабые алкогольные напитки, бытовая химия)

Долгосрочная перспектива

· Организация расфасовки и пакетирования круп, сахара, и т.д., упаковки и переработки с/х продукции

· Расширение номенклатуры товаров и представляемых услуг (как продуктовые, так и непродуктовые группы - строительные материалы, мебель)

Коммунальное хозяйство

· Снижение платежеспособности населения

· Снижение поступлений из вышестоящих бюджетов

· Льготное налогообложение

· Финансовая составляющая – активное участие местного и вышестоящего бюджета

· С реализацией проекта строительство артскавжины будет наблюдаться снижение потерь питьевой воды

Краткосрочная перспектива

· Поиск резервов оптимизации бюджетных расходов (энергосбережение, реформирование ЖКХ и т.д.) с целью более рационального использования имеющихся

· Для обеспечения устойчивого водоснабжения МО продолжить строительство объекта «Артскважины (водозабора) г.Похвистнево Самарской области»

Среднесрочная перспектива

· Сокращение расходов на содержание и эксплуатацию систем центрального отопления

Долгосрочная перспектива

· Строительство коттеджного жилья
Внедрение локальных систем энергоснабжения с повышенным КПД
Внедрение нетрадиционных методов по выработке электро и теплоэнергии, в том числе газотурбинные и ветроэнергетические установки

· Вынос транзитного движения за пределы города

Медицинские, образовательные, развлекательные услуги

· Отсутствие средств для финансирования целевых программ

· Увеличение притока населения на территорию МО

· Улучшение социальной инфраструктуры МО

· Уменьшение миграции населения

Краткосрочная перспектива

· Разработка и реализация целевых программ

Среднесрочная перспектива

· Разработка и реализация целевых программ

· Строительство спортивно - оздоровительного комплекса

Долгосрочная перспектива

· создание на базе ЦБРГР межрайонного медицинского корпоративного центра медицинских лечебно-диагностических технологий

Развитие оптовой торговли на основе выгодного географического положения Данное направление предполагает расширение деятельности оптового распределительного центра. Дальнейшее развитие Центра связано, прежде всего, с расширением спектра представляемых услуг и номенклатуры распределяемых и хранимых товаров.

Потенциал развития

Основной услугой, оказываемой Центром, является сдача в аренду площадей для торговли. На сегодняшний момент общая площадь ОРЦ составляет около 3000 кв. м и используется на 50%. В качестве перспективных направлений деятельности ОРЦ можно выделить расфасовку и пакетирование круп, сахара, и т.д., упаковку и переработку с/х продукции. Отдельным крупным направлением является организация хранения и переработки рыбы (копчение, сушение и т.д.).

В настоящее время на территории Центра осуществляется торговля 7 000-8 000 наименований товаров: продукты питания, крепкие и слабые алкогольные напитки, бытовая химия. В качестве перспективных для торговли товаров руководством ОРЦ рассматривается как непродуктовые группы (строительные материалы, мебель), так и продуктовые (мясные деликатесы).

По словам директора ОРЦ спрос рынка и интерес со стороны предпринимателей подтверждают высокий потенциал реализации выше названных направлений развития как по расширению спектра представляемых услуг, так и по номенклатуре товаров. Уже сейчас Центр обслуживает Поволжье и соседние регионы, а очередь предпринимателей за место для торговли в Центре составляет 25-30 человек. В качестве черты, характеризующей потенциал развития также следует отметить выгодное географическое положение и развитую инфраструктуру (ж/д – транссибирская магистраль, удобные автоподъезды).

Ресурсная составляющая

Фактором, сдерживающим дальнейшее развитие Центра является отсутствие средств для постройки дополнительных крытых помещений (для хранения товаров и сдачи в аренду) и приобретения морозильных установок. По словам руководства ОРЦ, в качестве основных источников финансирования оно выделяет кредиты банков и средства самих арендаторов, которые на определенных условиях (снижение арендной ставки, получение доп. площадей и т.п.) готовы инвестировать.

По мнению Консультанта, выше отмеченные перспективные направления развития Центра имеют высокую вероятность реализации. Сложности с привлечением средств имеют место быть, однако, вполне разрешимы и отразятся лишь на сроках выхода ОРЦ на полную загрузку площадей (3000 кв. м). Хорошо функционирующий и постепенно развивающийся бизнес, каковым является Центр, в среднесрочной и долгосрочной перспективе может стать весомой составляющей точки роста «сфера услуг».

Развитие жилищно-коммунального хозяйства. Развитие данного направления предполагает реализацию целого комплекса мероприятий в следующих областях:

Муниципальный жилищный фонд;

Теплоэнергетическое хозяйство;

Водопроводно-канализационное хозяйство;

Градостроительство и архитектура;

Энергосберегающая политика.

Потенциал развития

Потенциал развития жилищно-коммунального комплекса МО «Город Похвистнево» во многом зависит от Комитета градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, как управляющей компании. С 2005 года, при условии создания нормативно-правовой базы, учитывающей льготное налогообложение, подготовки квалифицированных кадров для управления жильём предусматривается на базе основной части муниципального жилищного фонда организация товариществ собственников жилья (ТСЖ). Это должно положительно сказаться на развитие всего жилищно-коммунального хозяйства.

Ресурсная составляющая

Организационная составляющая - все предоставляемые виды жилищно-коммунальных услуг должны осуществляться предприятиями различных форм собственности. Управление благоустройством муниципалитету возможно делегировать фирме-концессионеру, так как, по специфике выполняемых работ этот вид деятельности больше всего подходит к подобной форме управления. Финансовая составляющая – предполагается активное участие как местного, так и вышестоящих бюджетов. При чем реализация запланированного комплекса мероприятий в наибольшей степени будет зависеть от последнего.

Муниципальный жилищный фонд

Основной задачей на период 2003 - 2015 гг. является подготовка жилищного фонда для создания товариществ собственников жилья, т.е. приведение жилых зданий в технически нормативное состояние.

Оптимальным вариантом для МО «Город Похвистнево» является организация 6 ТСЖ, включающих в себя 78 жилых домов общей площадью 224 тыс. кв. м. Для стабильной работы ТСЖ необходимо внедрение на каждом участке индивидуального тепло-электроснабжения (локальные источники энергии).

Финансирование работ предусматривается за счёт областных средств по статье «Энергоресурсосбережение». Необходимым условием также является установка поквартирных приборов учёта воды.

Для населения, желающего участвовать в строительстве жилья по ипотечному кредитованию, (в основном это индивидуальная застройка) выбран метод так называемого «инкубатора», т.е. муниципалитет определяет площадку под строительство жилых домов, осуществляет выполнение работ по прокладке инженерных коммуникаций, закладке фундаментов, благоустройству внутриквартальных дорог. Эти работы выполняются за счёт средств муниципалитета. Дальнейшее строительство в соответствии с архитектурным решением по предлагаемым проектам должно взять на себя население МО.

В период с 2002 по 2015 гг. планируется осуществить следующие мероприятия по новому строительству:

· Строительство по имеющимся проектам и фундаментам дома №32 по ул. Свирская и дома №128 по ул. Кооперативная на основе ипотечного кредитования;

· Строительство индивидуального жилья по ул. Транспортная и в поселке Волчьи Ямы на основе выдачи льготной ссуды в зависимости от доходов и возраста ссудополучателя;

· Строительство пристроя к школе в поселке Октябрьский;

· Строительство пристроя к гимназии;

· Завершение реконструкции учебного комплекса гуманитарного училища;

· Строительство оздоровительно-плавательного комплекса в районе профилактория «Здоровье».

Теплоэнергетическое хозяйство

В МО «Город Похвистнево» кроме муниципальных котельных, отапливающих основной объём городских объектов, ряд источников тепла находятся в ведомственном подчинении. Они в большинстве своём требуют модернизации. Это, прежде всего: котельная ПЛ-61, котельная ЗАО «Мебельный комбинат», котельная Пансионата для детей-инвалидов.

Сократить расходы на содержание и эксплуатацию систем центрального отопления позволит:

· Переход на двухтрубную систему отопления;

· Внедрение теплоизоляционных материалов;

· Внедрение автоматизированных тепловых пунктов и систем контроля, управления и учёта тепловой и электрической энергии;

· Использование металлических труб с теплозащитным полимерным покрытием и полиэтиленовых труб.

Предполагается реализовать комплекс мероприятий по повышению роли альтернативной энергетики путём снижения потребления невозобновляемых, ископаемых энергоресурсов и перехода на альтернативные и возобновляемые виды топлива (отходы деревообрабатывающей промышленности, щепа, получаемая при санитарной рубке лесов). В рамках достижения этой цели планируется строительство завода по производству композитного брикета .

Водопроводно-канализационное хозяйство

Для обеспечения устойчивого водоснабжения МО, а так же в целях снижения издержек производства, создания оптимального режима работы инженерных коммуникаций необходимо продолжить строительство объекта «Артскважины (водозабор) г. Похвистнево, Самарской области», которое начато в 1993 г.

Для снижения потерь питьевой воды в сетях необходимо провести реконструкцию и капитальный ремонт системы водоснабжения с использованием труб с внутренним антикоррозийным покрытием или из полимерных материалов, которые позволяют увеличить срок службы до 50 лет.

В целях улучшения экологической и эпидемиологической обстановки в городе необходимо ускорение строительства очистных сооружений, начатого в 1993 г.

Градостроительство и архитектура

Комплекс мероприятий включает:

· Повышение качества инженерного благоустройства улиц и внутридворовых территорий;

· Организацию стоянок автомобильного транспорта в местах их возможного накопления рядом с объектами общественного центра;

· Организацию хранения автомобилей личного пользования в среднеэтажной и малоэтажной смешанной жилой застройке (строительство гаражей, стоянок);

· Инженерное благоустройство набережной р. Большой Кинель.

· Благоустройство городского парка «Юбилейный», который является единственным местом для проведения культурного отдыха для жителей южной части города, где центральное место должен занимать фонтан. Территория парка должна подразделяться на зоны, предназначенные для различного вида отдыха, с этой целью должны функционировать спортивная площадка, детские аттракционы, летняя эстрада. На пустующей территории, находящейся за парком, предполагается строительство культурно-развлекательного центра.

· Строительство автомобильной транспортной развязки (путепровод) через железную дорогу на месте старого переезда с выходом на автомобильную дорогу по ул. Кооперативная;

· Организация устройства твёрдого покрытия с соблюдением полного цикла технологии строительства на проезжей части улиц в очерёдности, начиная с улиц общегородского и районного значения и заканчивая жилыми улицами в частном секторе.

· Строительство ливневой канализации по улицам Кооперативная, Революционная и Мира.

Энергосбережение – основной инвестиционный приоритет для регионов и муниципальных образований в кратко- и среднесрочной перспективе

Одной из центральных проблем, стоящей перед городской администрацией является финансирование ЖКХ, находящегося на их балансе. Фактически этот сектор «съедает» до 60% местных бюджетных ресурсов и с годами его «аппетиты» возрастают, что обусловлено ветхим состоянием жилого фонда и крайней запущенностью городских жизнеобеспечивающих систем. Наиболее существенной статьей расходов на ЖКХ является такое направление, как теплофикация, включающее в себя горячее водоснабжение населения и обогрев домов в зимний период. Ситуация с каждым годом становится все острее. К этому подталкивает РАО «ЕЭС», начавшее отпускать муниципалам электроэнергию только в режиме предоплаты.

Опыт показывает, что основные резервы энергосбережения обеспечиваются за счет следующих мероприятий:

· Организация учета расхода энерго- и теплоресурсов: оснащение приборами учета на границах раздела ответственности предприятий ЖКХ и энергоснабжающих организаций, организаций бюджетной сферы, владельцев квартир и т.д.

· Реконструкция морально устаревших котельных и отопительных котлов бюджетной сферы и заменой низкоэффективного оборудования.

· Реконструкция ветхих теплосетей с заменой трубопроводов и нанесением на них усовершенствованного антикоррозионного покрытия и изоляции.

Для реализации вышеперечисленных энергосберегающих проектов требуются значительные ресурсы, которые городские администрации не в состоянии выкроить из местных бюджетов. В итоге, все сводится к «латанию дыр» и каким-то одиночным мероприятиям. Глубинные же, но дорогостоящие резервы энергосбережения остаются не задействованными. Инвестирование региональными и муниципальными администрациями заемных средств в энергосберегающие проекты поможет задействовать глубинные резервы экономии бюджетных ресурсов.

Необходим комплексный подход к решению проблемы энергосбережения на уровне муниципальных экономик.

О плане мероприятий по энергоресурсосбережению в жилищно - коммунальном хозяйстве и на объектах социальной сферы МО «Город Похвистнево» на период до 2010 года

По мнению Консультанта, энергоресурсосбережение является одним из важнейших направлений комплекса работ по реформированию жилищно - коммунального хозяйства МО «Город Похвистнево». Ведь теплофикация ЖКХ является одной из самых крупных статей бюджетных расходов. Поэтапное внедрение малозатратных энергосберегающих мероприятий при эксплуатации систем тепло- и водоснабжения, а также продолжение работ по формированию нормативно - правового и финансово - экономического механизмов управления процессом энергоресурсосбережения позволят создать предпосылки для снижения бюджетных расходов по статье ЖКХ в кратко- и среднесрочной перспективе.

С целью дальнейшего повышения эффективности использования энергоресурсов и обеспечения устойчивого теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы необходимо осуществить следующие мероприятия :

· Продолжить работу по внедрению новых энергосберегающих технологий (автоматические дозаторы комплексонов, регулируемый электропривод насосов, вентиляторов и дымососов; высокоэффективная теплогидроизоляция из полимерных материалов для бесканальной прокладки теплосетей и пр.);

· Организация учета расхода энерго- и теплоресурсов: оснащение приборами учета на границах раздела ответственности предприятий ЖКХ и энергоснабжающих организаций, организаций бюджетной сферы, владельцев квартир и т.д.

· Реконструкция морально устаревших котельных и отопительных котлов бюджетной сферы и заменой низкоэффективного оборудования.

· Реконструкция ветхих теплосетей с заменой трубопроводов и нанесением на них усовершенствованного антикоррозионного покрытия и изоляции.

· Технологическая экспертиза и энергоаудит котельных.

· Оптимизация теплоснабжения: разработка схем теплоснабжения на период до 2015 года; наладка гидравлических режимов тепломагистралей; внедрение автоматических систем управления объектов теплоснабжения.

· Оптимизация энергопотребления: разработка и создание автоматизированной системы контроля и учета получаемой, производимой и потребляемой электроэнергии в целом по городу с передачей данных (в части ЖКХ) в единый расчетный центр управления ЖКХ и создание компьютерной базы энергопотребления в коммунально-бытовой сфере города.

· Организация производственных баз по ремонту, проверке и сервисному обслуживанию теплосчетчиков, приборов регулирования, водосчетчиков, расходомеров, регуляторов расхода и давления, автоматики скважин.

· Организация базы по технологическому обследованию и аудиту объектов бюджетной сферы и ЖКХ.

· Разработка эффективных технических решений систем жилых и общественных зданий, обеспечивающих требованиям энергосбережения. Разработка и внедрение территориальных строительных норм и руководства к этим нормам по теплозащите зданий и сооружений. Создание нормативной базы, экспертиза проектов, мониторинг энергосбережения. Согласование технических условий на теплоснабжение строящихся и реконструируемых домов.

· Предусмотреть в местном бюджете на 2004 год финансирование планируемых мероприятий по энергоресурсосбережению и проработать вопросы привлечения к их финансированию средств внебюджетных источников, частных инвесторов, кредитных ресурсов.

· Развитие системы медицинских, образовательных услуг. Создание условий для удовлетворения потребностей граждан в сохранении и укреплении здоровья, личностном развитии является одной из главных задач стратегического развития МО «Город Похвистнево».

Потенциал развития

Реализация данного направления предполагает постоянную проработку и регулярное расширение спектра социальных программ и мероприятий, что в основном зависит от финансового обеспечения.

Ресурсная составляющая

Основными источниками обеспечения социальных программ и мероприятий являются средства областного и местного бюджетов. По ряду мероприятий предполагается финансирование со стороны НК ЮКОС и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Медицинские услуги

Развитие системы медицинских услуг предполагает реализацию целого комплекса мероприятий. Среди основных:

· Амбулаторно-поликлиническая помощь:

Принятие целевой программы «Улучшение социальных условий
работников бюджетных организаций». Горизонт реализации - 2003-2015 гг. Финансирование - муниципальный бюджет – всего 35455,2 тыс. руб., 2003 г. - 662,4 тыс. руб.;

Реализация целевой программы «Здоровье населения г. Похвистнево». Горизонт реализации - 2003-2005 гг. Финансирование – 2512,25 тыс. руб. 2003 г. –750,75 тыс. руб.;

Разработка целевых программ «Бронхиальная астма», «Гипертоническая болезнь». Горизонт реализации - 2003-2015 гг. Финансирование - муниципальный бюджет – всего 5447,8 тыс. руб., 2003 г. – 250 тыс. руб.;

Стационарная помощь:

Создание на базе ЦРБГР межрайонного медицинского корпоративного центра для северо-восточного региона области: внедрение современных медицинских лечебно-диагностических технологий. Горизонт реализации - 2003-2015 гг. Финансирование - областной, муниципальный бюджеты, внебюджетные средства (НК ЮКОС) – всего 5325 тыс. руб.;

· Профилактические мероприятия:

Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Горизонт реализации - 2003–2015 гг. Финансирование - областной бюджет – всего 6500 тыс. руб., 2003 г. – 500 тыс. руб.;

· Реабилитация:

· Развитие реабилитационного центра на базе ДСО ЦРБГР для детей с бронхиальной астмой и последствиями поражения центральной нервной системы. Горизонт реализации - 2003-2015 гг. Финансирование - муниципальный бюджет – всего 2720,328 тыс. руб., 2003 г. – 293,87137 тыс. руб.;

· Ремонт и капитальное строительство:

Продолжение строительства акушерско-гинекологического корпуса. Горизонт реализации - 2003-2004 гг. Финансирование – областной, всего 58060 тыс. руб., 2003 г. - 23000 тыс. руб..

Образовательные услуги

Развитие системы образовательных услуг предполагает реализацию целого комплекса мероприятий. Среди основных:

· Структурные изменения системы образования:

Оптимизация сети общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, открытие образовательных центров и центров дополнительного образования, предоставляющих образовательные услуги как для жителей города, так и для жителей северо-восточного образовательного округа. Горизонт реализации - 2003-2010 г.г.;

Создание спортивно-оздоровительного центра на базе ЦДТ «Пируэт». Горизонт реализации – 2004-2006 гг. Финансирование - областной бюджет, – всего 45000 тыс. руб.;

Создание многоуровневого и многопрофильного учреждения профессионального образования – Губернский колледж. Как вариант - слияние ПЛ-61 с ПГК (Похвистневский губернский колледж). Горизонт реализации – 2005-2006 гг.;

Развитие учреждения высшего профессионального образования «Открытый институт (филиал) СамГАСА» для подготовки специалистов северо-восточных районов области. Горизонт реализации – 2003-2006 г.г.

· Создание материальной базы:

Строительство пристроя к Октябрьской средней школе и создание базы для детских общественных организаций. Горизонт реализации – 2002-2004 гг. Финансирование - областной бюджет (21000 тыс. руб.), местный бюджет (150 тыс. руб.);

Приобретение в муниципальную или областную собственность здания Агробанка для «Открытого института». Горизонт реализации – 2002-2003 гг. Финансирование - областной бюджет (13600 тыс. руб.);

Завершение строительства 3-х этажного здания по ул. Кооперативная, 148а для размещения ресурсного центра Губернского колледжа. Горизонт реализации – 2003 гг. Финансирование - областной бюджет (около 8000 тыс. руб.);

Строительство пристроя – спортивного зала и интерната (для проживания одаренных детей северо-восточных районов области) к зданию гимназии, как образовательного центра. Горизонт реализации – 2004-2005 гг. Финансирование - областной бюджет (24 000 тыс.руб.);

Строительство спортивно- оздоровительного комплекса для детей и взрослых. Горизонт реализации – 2004-2006 гг. Финансирование - областной бюджет, средства НК ЮКОС – всего 45000 тыс.руб.);

Оснащение образовательных центров. Горизонт реализации – 2003-2004 гг. Финансирование - заем МБРР, областной бюджет– всего 5000 тыс.руб.).

· Социальная защита населения. Предполагается реализация мероприятий по обеспечению социальной защищенности граждан, не имеющих возможности удовлетворить свои насущные потребности за счет собственной трудовой или предпринимательской деятельности.

Потенциал развития

Реализация данного направления предполагает постоянную проработку и регулярное расширение спектра программ и мероприятий, что в основном зависит от финансового обеспечения.

Ресурсная составляющая

Основными источниками обеспечения программ и мероприятий являются средства областного и местного бюджетов. Наиболее крупными и значимыми из них являются:

· Социальное обслуживание:

Работа по созданию и развитию негосударственного сектора социального обслуживания с привлечением благотворительных организаций, волонтеров. Горизонт реализации – 2004 – 2015 гг.;

· Социальная защита инвалидов:

Создание социально-реабилитационного центра для инвалидов. Горизонт реализации – 2004 – 2010 гг. Финансирование - муниципальный бюджет– всего 2000 тыс. руб.;

· Организация работы с гражданами без определенного места жительства:

Открытие социального приюта для лиц без определенного места жительства. Горизонт реализации – 2011 – 2015 гг. Финансирование - муниципальный бюджет – всего 3000 тыс. руб.

· Развитие сферы культуры. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей граждан, личностного развития является одной из главных задач стратегического развития МО «Город Похвистнево».

Потенциал развития

Реализация данного направления предполагает постоянную проработку и регулярное расширение спектра социальных программ и мероприятий, что в основном зависит от финансового обеспечения.

Ресурсная составляющая

Основными источниками обеспечения являются средства областного и местного бюджетов. По ряду мероприятий предполагается финансирование различных благотворительных фондов и малого бизнеса. Наиболее крупными и значимыми из них являются:

· Развитие регионального методического центра дополнительного образования по хореографии, живописи, струнному, народному, хоровому отделов на базе ДШИ. Горизонт реализации – 2004-2015 гг. Финансирование – областной, местный бюджеты - всего 3100 тыс. руб.;

· Проектирование и реконструкция ГДК с целью создания театрально-регионального центра. Горизонт реализации – 2003-2010 гг. Финансирование – областной, местный бюджеты - всего 10000 тыс. руб.;


Система Orphus

Архив новостей

ПНВТСРЧТПТСБВС
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Остановить/Продолжить

  • Президент России
  • Правительство РФ
  • Правительство Самарской области
  • участник конкурса Золотой Сайт МСУ
  • Электронная регистратура
  • Приволжский Федеральный округ
  • Дума ГО Похвистнево
  • Волжская коммуна
  • Российская газета
  • МФЦ
  • Всероссийский совет местного самоуправления
  • ОАО ИИЦ
  • Электронное правительство Самарской области
  • Региональный портал государственных услуг Самарской области
  • Официальный интернет-портал правовой информации
  • ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
  • Фонд социального страхования РФ

/


Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)