18.01.2017

ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА


В обзоре собраны изменения законодательства, вступившие в силу 1 января 2017 года, являющиеся в той или иной степени значимыми для субъектов малого и среднего предпринимательства.

1 Проверки контролирующими органами

Расширяется перечень ограничений при проведении проверок

Так, при проведении проверки должностные лица органа регионального государственного контроля (надзора) теперь не вправе требовать от хозяйствующего субъекта:

- представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством РФ перечень;

- представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства РФ и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах;

- представления документов, информации до даты начала проведения проверки;

- при проведении выездной проверки представления документов и (или) информации, которые были представлены хозяйствующими субъектами в ходе проведения документарной проверки.

Определены порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами.

Вводится понятие "индикаторы риска нарушения обязательных требований".

Вводится новое мероприятие по контролю - контрольная закупка, которая представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых хозяйствующих субъектов. Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. Хозяйствующему субъекту, в отношении которого проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.

Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок. Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством РФ.

(Федеральные законы от 03.11.2015 N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"; Информация Роспотребнадзора от 07.12.2016 "О новых требованиях к обращениям потребителей как основанию для проведения внеплановой проверки",

Письмо Минстроя России от 30.12.2016 N 45098-АЧ/04 "О вопросах, возникших в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации")

2 Налогообложение, акцизы

Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставлена возможность уплаты налогов за налогоплательщиков третьими лицами.

Кроме того, им увеличен размер процентной ставки пени с 1/300 до 1/150 ставки рефинансирования Банка России для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае просрочки уплаты налогов, сборов и страховых взносов свыше 30 календарных дней.

Скорректирован порядок переноса убытков прошлых налоговых периодов. Так, в частности, исключается положение о 10-летнем сроке переноса убытка и предусматривается, что в периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база (за исключением некоторых случаев) не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.

Изменен подход к формированию консолидированной налоговой базы консолидированной группы налогоплательщиков.

На период 2017 - 2020 гг. изменяются ставки налога на прибыль (теперь 3 процента подлежит уплате в федеральный бюджет и 17 процентов в бюджет субъекта РФ).

По НДС устанавливается льгота на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении на период 2017 - 2029 гг., а также продлевается срок применения льготы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до 1 января 2030 года.

Проиндексированы ставки акцизов на отдельные виды подакцизных товаров, установленные на 2017 год (в том числе в отношении вин, табачной продукции, топлива), кроме того, к подакцизным товарам отнесены "электронные сигареты".

Изменения, внесенные Законом, не коснулись величины коэффициента-дефлятора (К1), необходимого при исчислении ЕНВД. Для 2017 года он составляет 1,798. Такая же величина устанавливалась на 2016 и 2015 годы.

С 2017 года увеличивается до 150 млн руб. предельная величина доходов по итогам отчетного или налогового периода, по превышении которой плательщики УСН утрачивают право применять этот спецрежим. При этом применение коэффицента-дефлятора (1,425), установленного Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год" для исчисления налога по УСН на 2017 год, приостановлено до 2020 года.

3 Уплата страховых взносов

С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передаются налоговым органам

В ч. 2 Налогового кодекса РФ вводится глава 34"Страховые взносы", в соответствии с которой налоговые органы:

- контролируют полноту и своевременность уплаты страховых взносов;

- принимают и проверяют отчетность;

- осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм;

- взыскивают недоимку, пени и штрафы по страховым взносам, в том числе за 2016 год и предыдущие периоды.

Также теперь на суточные свыше 700 руб. за день поездки по РФ и свыше 2500 руб. за день командировки за пределы РФ необходимо начислять страховые взносы. Ранее суточные страховыми взносами не облагались.

Расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование представляется ежеквартально не позже 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме" установлена форма расчета по страховым взносам и порядок его заполнения.

При этом к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения законодательство о налогах и сборах не применяется.

(Федеральные законы от 03.07.2016N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование",N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" иN 346-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"; Постановления Правительства РФ от 22.12.2016N 1434 "О внесении изменений в Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"и от 31.12.2016N 1573 "О внесении изменения в Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан";ПриказФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме"; Приказы Минтруда России от 15.11.2016 N 650н "О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. N 91" и от 28.11.2016 N 684н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, касающиеся вопросов регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей"; Письма ФНС России от 19.07.2016 N БС-4-11/12929@ <Об отчетности по страховым взносам>; от 05.10.2016 N ЕД-4-15/18784@ "О принятии решения о проведении налогового мониторинга" ; от 01.12.2016 N ЗН-4-1/22860@ "О проведении разъяснительной работы"и от 05.12.2016 N ЗН-4-1/23090@ "О проведении разъяснительной работы"; Информация ФНС России <Об администрировании налоговыми органами страховых взносов в 2017 году> (вместе с Сопоставительной таблицей доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование и соответствующих им кодов подвидов доходов бюджетов на 2017 год, к применяемым в 2016 году)

Информация ФНС России <О представлении расчета по страховым взносам в 2017 году> ; Информация ФСС РФ "Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ"; Информация ФСС РФ "Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года"; Информация ПФ РФ <Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 1 января 2017 года>)

4 Самозанятые граждане , патентная система налогообложения

Федеральным законом от 30.11.2016 №401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются особенности постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих услуги другим физическим лицам для личных, домашних и (или) подобных нужд без привлечения наемных работников. Так, статья 83 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 7.3, установившим, что постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 НК РФ), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

Кроме того, статья 217 НК РФ дополнена пунктом 70, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

по репетиторству;

по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Положения данного пункта распространяются на физических лиц, уведомивших налоговый орган в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ и не привлекающих наемных работников для оказания указанных в настоящем пункте услуг.

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых на территории Самарской области применяется патентная система налогообложения:

услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

производство кожи и изделий из кожи;

сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;

производство молочной продукции;

производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;

производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;

лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

деятельность по письменному и устному переводу;

деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;

сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;

резка, обработка и отделка камня для памятников;

оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

Кроме того, уточнены размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, осуществляемым на территории Самарской области, в зависимости от вида предпринимательской деятельности.

(Статьи 1, 2 Закона Самарской области от 11.07.2016 N 96-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О патентной системе налогообложения на территории Самарской области")

5 Охрана труда

Предусматриваются особенности регулирования труда работников микропредприятий

Предусматривается, что у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии отнесены к микропредприятиям, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом ряда особенностей:

- данные работодатели вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие);

- для регулирования трудовых отношений такой работодатель должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами;

- трудовые договоры такими работодателями заключаются на основе типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858 "О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям".

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям"; Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 N 858 "О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям")

6 Госрегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

С 1 января 2017 года подтверждение факта внесения записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП осуществляется по новым формам

Приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы" установлены новые формы N Р50007 и N Р60009.

В частности, в новых формах исключены поля для проставления печатей.

При этом утрачивают силу Приказы ФНС России от 13 ноября 2012 года N ММВ-7-6/843@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей" и от 26 декабря 2014 года N ММВ-7-14/684@ "Об утверждении форм, форматов и порядка представления сведений о филиале, представительстве иностранного юридического лица, которые аккредитованы или осуществляют деятельность на основании разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации до 1 января 2015 года и у которых срок действия соответственно аккредитации или разрешения не истечет до 1 апреля 2015 года, для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц", а также положения некоторых других документов, регулирующих указанные правоотношения.

(Приказ ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы"; Информация ФНС России)

7 Госрегистрация недвижимости

Недвижимость с января учитывается в новом реестре - Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

Вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",

направленный на упрощение и ускорение процесса регистрации недвижимости, а также создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы.

Предусматривается формирование ЕГРН, который объединит сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и ЕГРП. В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Вести ЕГРН будут в электронном виде.

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются Росреестром и его территориальными органами.

8 Участие в госзакупках

Вводятся типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

В частности, предусматриваются следующие условия:

- привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 5% от цены контракта;

- в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, и копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем.

- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств, предусмотренных договором, заключенным с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), осуществлять замену субподрядчика, соисполнителя, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя.

(Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций")

9 Участие в судопроизводстве

Можно подать документы через интернет не только в Верховный Суд РФ и арбитражные суды (Федеральный закон от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти").

Направлять все документы в электронном виде можно в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессах. Правило работает для тех судов, у которых есть техническая возможность.

Право взаимодействовать с судом через интернет давно закреплено в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, но касалось не любых документов.

Некоторые документы для подачи через сайт суда с января нужно заверять усиленной квалифицированной электронной подписью. Например, до 2017 года нельзя было ходатайство об обеспечении иска включить в "электронное" исковое заявление, направляемое в арбитражный суд. Ходатайство не считалось поданным. С января такие последствия не возникают, если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок заполнения формы на сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов установил ВС РФ. Для электронного обращения в сам ВС РФ приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 46-П также утвержден "Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа".

10 Оборот алкогольной продукции

Федеральный закон от 23.06.2016 N 202"-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" запретил производить и продавать оптом алкоголь в пластиковой таре более 1,5 л.

Ограничение распространяется на производство и оптовый оборот алкоголя. Запрет действует и если ведется только один из двух видов бизнеса - производство или оборот.

За нарушение запрета придется заплатить штраф. Для юрлиц, которые производят, закупают, поставляют, хранят, перевозят алкоголь, он составляет от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Вместе с деньгами есть угроза лишиться и товара, так как возможна конфискация.


Система Orphus

Архив новостей

ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       


Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)