О том, что в настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство города, да и страны в целом, находится не в самом выгодном положении, уже давно не умалчивается. Но одного признания острых проблем мало. Их необходимо решать.
О планах и конкретных действиях городского руководства по привлечению частных инвестиций в сферу ЖКХ шел разговор на заседании круглого стола, на который кроме энергетиков и руководителей коммунальных предприятий города, были приглашены депутаты, члены Общественной палаты и общественных организаций города.
Как заметил Глава г.о. Похвистнево В.М. Филипенко, главная общая проблема для всех коммунальных предприятий страны - сдерживание роста тарифов со стороны органов регулирования субъектов Федерации. И это объясняется прежде всего тем, что население не в состоянии по своим доходам оплачивать коммунальные платежи. Но сдерживая рост тарифов, органы регулирования не дают возможности коммунальным предприятиям своевременно вкладывать деньги в реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунального хозяйства. Наиболее остро эта проблема стоит в энергетике и теплоэнергетике.
Какой выход видит Правительство РФ, области и муниципалитета в этой ситуации? Правительство предлагает в качестве одного из путей решения привлечение в коммунальное хозяйство частного капитала в рамках государственно - частного партнерства, при котором часть средств вкладывает инвестор, часть - государство.
Для реализации этого перспективного направления необходима нормативная база. Глава г.о. Похвистнево В.М. Филипенко ознакомил присутствующих с законодательными актами, направленными на развитие и реализацию проектов по привлечению в ЖКХ частных инвестиций. Это Постановление Правительства РФ от 30.10.2010 № 880 (ред. 26.09.2012) «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение», Постановление Правительства Самарской области от 24.06. 2009 № 291 «Об утверждении Концепции реализации проектов, основанных на принципах государственно- частного партнерства», Закон Самарской области от 02.07.2010 № 72-ГД «Об участии Самарской области в государственно–частных партнерствах», Распоряжение Правительства РФ от 22 августа 2011года № 1493- р (ред. от 04.02.2013), которым утвержден план действий по привлечению в ЖКХ частных инвестиций и перечень пилотных проектов, а также Федеральный закон от 03.12.2012 № 244-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с указанными нормативными документами органы исполнительной власти субъекты Федерации и органы местного самоуправления должны передать в концессию или долгосрочную аренду объекты энергетики и коммунальной сферы до 1 января 2015 года.
В то же время с 01.01.2013 в бюджетах субъектов Российской Федерации предусматриваются средства на создание инвестиционных фондов. Часть средств бюджета будет направляться на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно- частного партнерства (ГЧП) .
Владимир Михайлович отметил, что в Самарской области имеются положительные примеры ГЧП. В г.о. Отрадный 6 лет назад частной компании по договору аренды было передано все коммунальное хозяйство-электоро и теплоэнергетика, котельные, тепловые сети, водозаборы и водоотведение. В 2010-2011 году проведены торги, победителем которых стала та же компания. Теперь уже на 10 лет она взяла в концессию все коммунальное хозяйство Отрадного. Значительная часть коммунального хозяйства г.о. Тольятти и «Горводоканал» Самары в 2011-2012 г.г. переданы в долгосрочную аренду холдингу «Российские коммунальные системы». Таким образом,результат реализации проектов государственно-частного партнерства в других городах наглядно демонстрирует перспективность направления ГЧП в коммунальной сфере.
Имеется положительный опыт в этой сфере и в Похвистневе. Здание банно–прачечного комплекса отдано в аренду на 20 лет ООО «Русь-1» (г. Самара) c сохранением банных услуг. Убыточность комплекса (ранее на содержание бани город тратил более 1,2 млн.руб на покрытие убытков), нецелесообразность подачи пара от котельной «Похвистневоэнерго», острая потребность проведения модернизации парильного отделения, горячего и холодного водоснабжения, восстановления вентиляции и установки автоматической подачи воды с целью обеспечения экономии энергоресурсов, замены системы теплоснабжения в целях обеспечения качества услуг в соответствии с установленными требованиями, а также капитальный ремонт кровли подвигли городские власти принять это решение. В 2011 году все уличное освещение городского округа передано по контракту на 5 лет ЗАО «Ланит» (Москва), которая при проведении энергоаудита городского хозяйства получения экономии. Именно по этой причине были заменены лампы уличного освещения на современные, энергосберегающие. Компания реализует данный проект за счет собственных средств, а возврат затраченных средств будет происходить за счет экономии электороэнергии. Инвесторы вполне успешно справляется с поставленной задачей.
Переходя к цифрам необходимо отметить, что на реконструкцию банно–прачечного комбината ООО «Русь - 1» потратила более 8 млн. руб. В модернизацию уличного освещения инвесторы вложили более 20 млн. руб. Таких средств в городском бюджете ближайшие 5 лет просто бы не нашлось. Перечисленные объекты были бы в плачевном состоянии. Кроме всего прочего, городской бюджет не несет убытков на содержание этих объектов ЖКХ.
Таким образом, следующий шаг – это привлечение инвестиций в городскую теплоэнергетику.
Проблемы энергетики города хоть и не очень заметны для простого обывателя, население практически не ощущает сбоев в работе котельных и подстанций, но они имеют место быть. О чем и рассказал генеральный директор ОАО «Похвистневоэнерго» Н.Ф. Зайцев: «Энергохозяйство, находящееся в эксплуатации ОАО «Похвистневоэнерго» включает в себя 93 подстанции напряжением 6-10/0,4 кВ, общей установленной мощностью 26079 кВА, ЛЭП 6-10-0,4 кВ протяженностью 268 км. в том числе кабельных линий 67 км., воздушных линий 201 км. Общее количество присоединенных абонентов - 309»
В настоящее время износ ЛЭП 6-10 кВ составляет в среднем 52%, ЛЭП 0,4 кВ -56%, трансформаторных подстанций - 58%. Ряд объектов имеет 100% износ и находятся в предаварийном состоянии. Оставляет желать лучшего качество электрической энергии поставляемой от п/ст 110/35/1 ОКв «Тяговая».
Тепловое хозяйство предприятия составляют 10 котельных в которых установлены 26 котлов общей мощностью 55 Гкал/час. Котельное оборудование котельных №1 («Южная»), №2 (в районе Автовокзала), №3 (в районе р. Кинель), №6 ( котельная БПК) полностью выработало нормативные сроки службы и по данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2013 г. имеет 100% износ.
Транспортируется теплоноситель по тепловым сетям, смонтированным из стальных труб диметром от 50 мм до 350 мм, проложенных подземно в лотках и надземно на опорах. Доля подземной прокладки составляет 72,6%, надземной прокладки - 27,4%. Общая протяженность 2-х трубных тепловых сетей составляет 24,5 км. Износ Теловых сетей - 81,5 км.
Приведенная информация не должна вызывать панических настроений у потребителей электрической и тепловой энергии, поскольку персоналом нашего предприятия принимается необходимые меры для поддержания энергетических установок в рабочем состоянии. Однако время неумолимо и в какой-то момент удержать ситуацию в нормальном режиме энергоснабжения будет просто невозможным, по причине старения оборудования, передающих устройств и сооружений».
Энергохозяйство города нуждается в постоянном ремонте и модернизации. Но по действующему законодательству, объем финансирования мероприятий, направленных на модернизацию и ремонт тепло и электросетей не должен превышать 12% от валовой выручки предприятия. Для «Похвистневоэнерго» эта сумма равна 20 млн.рублей. Объем же инвестиций, необходимых для модернизации энергохозяйства, составляет около 400 миллионов рублей. Не нужно быть математиком, чтобы посчитать, что для полной модернизации отрасли при такой схеме потребуется 20 лет. Необходимо искать альтернативный путь модернизации котельных, теплосетей, электрохозяйсва ОАО «Похвистневоэнерго. Один из них – смена статуса и привлечение инвесторов.
Вопрос акционирования одной из ресурсоснабжающих организаций, от деятельности которой зависят комфортные условия проживания тысяч горожан, обстоятельно обсуждался на протяжении долгого времени. По согласованию с депутатами Думы г.о. Похвистнево еще в 2011 году было принято решение приступить к акционированию муниципального унитарного предприятия «Похвистневоэнерго» с целью передачи в аренду муниципального теплоэнергетического хозяйства.
Акционирование завершилось в сентябре 2012 года . 5 сентября 2012 «Похвистневоэнерго» стало открытым акционерным обществом , где единственным владельцем остается Администрацией города со 100% акций. Таким образом, право собственности имущества остается за городом.
Параллельно с процессом акционирования предприятия рассматривался вопрос поиска инвесторов для разработки и реализации программы развития ОАО.
Так, 26 января 2012 года между Администрацией г.о. Похвистнево и ЗАО «Энергетика и связь строительства» было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере развития энергетики и разработки программы реконструкции и модернизации энергетического комплекса городского округа. Основные задачи, которые ставят перед собой инвесторы и местная власть – создание условий для внедрения новейших научно-технических разработок, строительство и эксплуатация новых мощностей по комбинированному производству и передаче электрической и тепловой энергии, строительство новых субъектов рынка энергетического комплекса, внедрение современных энергосберегающих технологий и совершенствование схем и уровня энергоснабжения потребителей.
В июне 2012 года такая программа была подготовлена и передана на согласование в Министерство экономического развития и Министерство энергетики и ЖКХ.В августе Администрация получила положительное заключение по Программе.
В соответствии с Программой общий объем инвестиций, необходимых для модернизации энергохозяйства, составляет около 400 миллионов рублей. Срок реализации Программы - до 6 лет. В соответствии с Соглашением, ЗАО «Энергетика и связь строительства» готовы вложить в энергетику города более 180 млн. руб. Остальные средства ожидаются из областного и федерального Инвестиционных фондов. В настоящее время продолжается работа по согласованию с министерством энергетики и ЖКХ .
Законодательством предусмотрены 2 варианта передачи имущества: без торгов ( по решению Совета директоров), в соответствии с разработанной программой , а также по конкурсу.
В сентябре 2012 года Совет директоров принял решение по передаче с 01.01.2013 г. в долгосрочную аренду имущественного комплекса ОАО «Похвистневоэнерго» с сохранением статуса юридического лица для отслеживания исполнения договора аренды вышеуказанной программы.
В декабре 2012 года в связи с отсутствием согласования объема доли бюджетных средств Правительством Самарской области из областного инвестиционного фонда подпрограммы ГЧП, постановлением Совета директоров «Похвистневоэнерго» с обоюдного согласия с ЗАО «Энергетика и связь строительства» договор расторгнут до момента определения объема доли финансирования с областного и федерального бюджета, а также окончательного согласования правовых вопросов в оформлении договоров аренды и концессии. Работа в этом направлении продолжается.
Постановлением Правительства Самарской области перед муниципалитетами поставлены четкие задачи. Сегодня важно продолжать работу по поиску инвесторов и делать это «поторапливаясь, но не спеша», подыскивая более выгодные условия реализации программы для города. Подводя итог нельзя не сказать, что количество проектов ГЧП в сфере ЖКХ только растет. И каждый подобный проект позволяет заимствовать успешный опыт и обходить «подводные камни», тем самым улучшить ситуацию в сфере ЖКХ.