В поле внимания сотрудников Госавтоинспекции: дошкольники!
На что, главным образом, необходимо обратить внимание взрослых, которые заботятся о безопасности ребёнка на улицах города и района?
Из-за маленького роста, именно дошкольники, меньше всего заметны водителям. А малышам, за стоящими у тротуара машинами, не видно, что происходит на улице. Ведь более 50% дошкольников попадают в дорожно-транспортные происшествия на дороге или во дворе, вследствие своего неожиданного появления из-за стоящей машины. Много несчастных случаев произошло из-за того, что ребёнок не подумал, что большой предмет, за которым он прятался, - автомобиль, а водитель не увидел ребёнка и, начав движение, сбил его. Некоторые крупные предметы во дворе дома, например мусорный контейнер, также ограничивают видимость и создают потенциальную угрозу.
Почти у каждого шестого дошкольника имеются недостатки зрения (это может быть и косоглазие, и дальнозоркость, и близорукость, и сужение поля зрения), но не все родители знают об этом и обращаются к врачу. Такому ребёнку особенно трудно определить, на каком расстоянии от него находится машина и с какой скоростью она едет. Плохое зрение увеличивает риск дорожно-транспортного травматизма.
В сумерках люди с плохим зрением почти ничего не видят. К тому же взрослые знают, какие опасности подстерегают их в темноте – ямы, колдобины, ухабы, а дети ещё не имеют большого опыта передвижения в темноте. Они не понимают, что опасность бывает и там, где её не видно.
Яркая, заметная одежда помогает водителю увидеть ребёнка. И наоборот, малыша трудно заметить, если его одежда блёклого цвета. Ребёнку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Во время дождя ребёнку безопаснее всего давать прозрачный зонт с небольшими яркими картинками на нём или прозрачный плащ. Детям нужно разъяснить, какой опасности они подвергаются, когда их не видно, и советовать носить одежду неоновых цветов, с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда обычно уже имеет нашивки со световозвращающими элементами.
Улица разговаривает не только языком красок и знаков, но и шумами. По разному шуршат шины машин на разных дорожных покрытиях, на мокром и сухом асфальте. Тяжёлые грузовики, велосипеды и легковые машины заранее заявляют о своём приближении разными звуками. Стучат капли дождя, транспорт со спецсигналом едет быстро и просит уступить ему дорогу. Маленький ребёнок может действовать парадоксально: услышав сигнал, панически испугаться и побежать: если шума слишком много, закрыть уши руками и зажмуриться. Приближающийся транспорт дети успевают увидеть позже, чем взрослые. Также трудно им понять, чем грозит нарастающий звук и откуда именно он доносится.
Ребёнок обычно не замечает, как погодные условия отражаются на дорожной безопасности. В гололёд легко упасть. Когда на дороге мокрая листва, можно поскользнуться. Если гололедица или вода на мостовой – машинам трудно тормозить. Яркое солнце слепит глаза и водителям, и пешеходам. Ветер поднимает полы одежды, срывает головные уборы и может унести их под машины. Кроме того, ветер вздымает пыль и мусор, заставляя пешеходов и велосипедистов зажмуриваться, отчего они не могут контролировать свои движения. В листопад не видно бордюрного камня. В снегопад не видно краёв мостовой и тротуара. Помимо этого, в плохую погоду люди менее дружелюбны и предупредительны, чем обычно, не склонны уступать дорогу, спешат скорее домой. А когда погода хорошая, опасные ситуации могут возникнуть из-за большого скопления народа или из-за того, что люди расслабляются и менее внимательны; дети же зачастую в жару думают о мороженном и прохладительном напитке.
Ребёнка отвлекает на улице очень многое: цветы, люди, птицы, машины. Следуя какому-то внезапному решению, малыш может вдруг побежать, дёрнуться в сторону, остановиться, когда надо спокойно и быстро идти прямо вперёд.
Отрабатывая у малыша моторные навыки, взрослым нужно помнить, что свои привычные стереотипы поведения следует корректировать применительно к возможностям ребёнка. Там, где взрослый, к примеру, может идти у края дороги, ребёнку необходимо выдержать расстояние в метр. Если взрослый уступит дорогу велосипедисту всего за два-три метра до него, не прерывая своего движения, ребёнок должен отойти в сторону и остановиться, едва завидев приближающийся велосипед.
Уже в дошкольном возрасте ребёнок начинает учиться пользоваться транспортными средствами. Следует чётко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах, при условии, что они исправны.
Взрослому на заметку о тормозном пути автотранспорта (при скорости автомобиля 40 км/час от начала торможения до полной остановки):
- в сухую погоду – 9 м.; в дождь – 14 м.; в снег – 30 м.; в гололедицу – 60 м.
Оксана Ананьева, инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД МО МВД России «Похвистневский», старший лейтенант полиции