03.09.2015

Реализация избирательных прав граждан

Похвистневская межрайонная прокуратура разъясняет, что реализация избирательных прав граждан обеспечивается всеми ветвями государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Немаловажную роль в обеспечении этих прав играет и прокурорский надзор.

Практика показывает, что реализация избирательных прав граждан в период проведения различных избирательных кампаний, как правило, сопровождается теми или иными отступлениями от требований законодательства о выборах.

В целях предупреждения нарушения избирательного законодательства, выявления, пресечения подобных нарушений и принятия мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, необходимо иметь в виду, что в прокуратуру направляются следующие заявления:

- на неправомерные действия (бездействие) соответствующих избирательных комиссий;

- на неправомерные действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел по вопросам обеспечения правопорядка в период избирательной кампании;

- на неправомерные действия (бездействие) иных органов, наделённых функцией обеспечения законности в сфере законодательства о выборах.

В соответствии с ч.1 ст.28.4 КоАП РФ прокурор возбуждает дела об административных правонарушениях, предусмотренных:

ст. 5.1 КоАП РФ («Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума»);

ст. 5.7 КоАП РФ («Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме»);

ст. 5.21 КоАП РФ («Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума»);

ст. 5.23 КоАП РФ («Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме»);

ст. 5.24 КоАП РФ («Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов»);

ст. 5.25 КоАП РФ («Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов»);

ст. 5.45 КоАП РФ («Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»);

ст. 5.46 КоАП РФ («Подделка подписей избирателей, участников референдума»);

ст. 5.48 КоАП РФ («Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов»);

ст. 5.52 КоАП РФ («Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий»);

ст. 7.24 КоАП РФ («Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта»);

ст. 13.11 КоАП РФ («Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»);

ст. 13.14 КоАП РФ («Разглашение информации с ограниченным доступом»);

ч. 3 ст. 19.4 КоАП РФ («Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю»);

ст. 20.29 КоАП РФ («Производство и распространение экстремистских материалов»).

Также административная ответственность в сфере выборов установлена за следующие правонарушения:

по ст. 13.20 КоАП РФ («Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов»);

по ст. 13.23 КоАП РФ («Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров»);

по ст. 19.7 КоАП РФ («Непредставление сведений (информации)».

Дела об административных правонарушениях, посягающих на права граждан в сфере выборов, рассматриваются мировыми судьями, а при  административном расследовании (ч. 1, 2 ст. 28.7 КоАП РФ) – районным федеральным судом (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, подп. «а» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Следует помнить, что согласно п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Таким образом, при нарушении избирательного законодательства гражданин может обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением. 

В качестве ещё одной меры по обеспечению реализации избирательных прав граждан в период избирательной кампании является сокращение сроков рассмотрения судом заявлений и сообщений о нарушениях закона.

Так, в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решения по жалобам, поступившим в период избирательной кампании, принимаются:

- в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования;

- в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно.

Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.

Во время голосования и установления результатов выборов является важным обеспечение соблюдения законности для признания их легитимными.

Порядок голосования на выборах установлен ст.64-66 Федерального закона от 12.06.20012 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации».

На данной стадии избирательного процесса наиболее часто встречающиеся нарушения – это выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня, помещение в ящики для голосования поддельных бюллетеней. Наибольшее количество нарушений избирательного законодательства совершается при проведении предвыборной агитации, когда происходит подкуп избирателей в виде вручения им подарков. Проведения льготных распродаж, а также благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах. О таких случаях необходимо сообщать в органы внутренних дел.

Противоправные действия уголовного характера чаще всего связаны с распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство кандидата в депутаты. По таким фактам органами внутренних дел возбуждаются уголовные дела по ч.2 ст.129 УК РФ (клевета).

За фальсификацию избирательных документов и фальсификацию итогов голосования предусмотрена уголовная ответственность по ч.1 ст.142 УК РФ и по ст.142-1 УК РФ соответственно. Такие дела возбуждают следователи  Следственного комитета Российской Федерации.

О подобных фактах граждане могут сообщить и в органы прокуратуры. В этом случае прокурор вправе вынести постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.


Система Orphus

Архив новостей

ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       


Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)