15.05.2017
В чём состоят полномочия органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по профилактике нарушений?
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Начиная с 01.01.2017, органы государственного (муниципального) контроля обязаны осуществлять деятельность, направленную на профилактику нарушений обязательных требований, в том числе, выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Порядок составления, направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.
Определены мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного органа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
К таким мероприятиям отнесены (статья 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ):
1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
2) административные обследования объектов земельных отношений;
3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;
7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Перечисленные мероприятия осуществляются должностными лицами контрольных органов в пределах их компетенции на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя.
В случае выявления при проведении вышеуказанных мероприятий нарушений должностные лица контрольного органа принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя контрольного органа мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
Если же в рамках данных мероприятий будут получены сведения о готовящихся нарушениях или их признаках, обозначенных в ч. ч. 5 - 7 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, контрольный орган должен будет направить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Начиная с 01.01.2017, органы государственного (муниципального) контроля обязаны осуществлять деятельность, направленную на профилактику нарушений обязательных требований, в том числе, выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Порядок составления, направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.
Определены мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного органа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
К таким мероприятиям отнесены (статья 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ):
1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
2) административные обследования объектов земельных отношений;
3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;
7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Перечисленные мероприятия осуществляются должностными лицами контрольных органов в пределах их компетенции на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя.
В случае выявления при проведении вышеуказанных мероприятий нарушений должностные лица контрольного органа принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя контрольного органа мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
Если же в рамках данных мероприятий будут получены сведения о готовящихся нарушениях или их признаках, обозначенных в ч. ч. 5 - 7 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, контрольный орган должен будет направить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.