Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступает в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений.
К таким делам относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти, местного самоуправления, их должностных лиц, о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно КАС РФ административными станут некоторые дела, рассматриваемые в настоящее время в порядке искового, приказного или особого производства. Например, к ним относятся дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
К административным делам отнесены и дела о прекращении деятельности СМИ, о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физических лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Не распространяется действие КАС РФ на рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений и отнесенных к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащих рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Также положения КАС РФ не будут регулировать производство по делам об административных правонарушениях и делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Большинство процессуальных норм почти без изменений перенесены в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) из Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В КАС РФ есть и совершенно новые положения. Например, для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (сейчас в процессуальном законодательстве есть только заявления и исковые заявления).
Для лиц, которые могут быть представителями в суде, введено дополнительное требование - наличие высшего юридического образования. Сейчас такого условия нет ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ. При этом большинство дел об оспаривании нормативных актов граждане без высшего юридического образования обязаны будут вести через представителей.
Обращаться в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц смогут прокурор, а кроме того, в случаях, предусмотренных КАС РФ, федеральными законами государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественные объединения, органы, организации и граждане.
Расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел. КАС РФ установлены две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном деле. Это может быть процессуальное соучастие либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением.
Коллективное административное исковое заявление может быть подано при условии многочисленности группы лиц или неопределенности ее членов, что затрудняет рассмотрение спора в индивидуальном порядке. К этому требованию должно присоединиться не менее 20 лиц. Вести в интересах группы лиц административное дело может быть поручено одному или нескольким лицам.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Они обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению сходны с мерами по обеспечению иска в гражданском процессе и могут вводиться по заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд для защиты прав других лиц или неопределенного круга лиц. Ими могут быть, например: приостановление оспариваемого решения полностью или в части, запрет на совершение определенных действий.
В КАС РФ закреплены следующие общие сроки для рассмотрения административных дел: - до трех месяцев - в ВС РФ; - до двух месяцев - во всех остальных судах.
Общие сроки подачи апелляционной жалобы (представления) остаются прежними: месяц со дня принятия судом решения в окончательной форме.
К таким делам относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти, местного самоуправления, их должностных лиц, о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно КАС РФ административными станут некоторые дела, рассматриваемые в настоящее время в порядке искового, приказного или особого производства. Например, к ним относятся дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
К административным делам отнесены и дела о прекращении деятельности СМИ, о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физических лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Не распространяется действие КАС РФ на рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений и отнесенных к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащих рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Также положения КАС РФ не будут регулировать производство по делам об административных правонарушениях и делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Большинство процессуальных норм почти без изменений перенесены в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) из Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В КАС РФ есть и совершенно новые положения. Например, для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (сейчас в процессуальном законодательстве есть только заявления и исковые заявления).
Для лиц, которые могут быть представителями в суде, введено дополнительное требование - наличие высшего юридического образования. Сейчас такого условия нет ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ. При этом большинство дел об оспаривании нормативных актов граждане без высшего юридического образования обязаны будут вести через представителей.
Обращаться в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц смогут прокурор, а кроме того, в случаях, предусмотренных КАС РФ, федеральными законами государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественные объединения, органы, организации и граждане.
Расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел. КАС РФ установлены две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном деле. Это может быть процессуальное соучастие либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением.
Коллективное административное исковое заявление может быть подано при условии многочисленности группы лиц или неопределенности ее членов, что затрудняет рассмотрение спора в индивидуальном порядке. К этому требованию должно присоединиться не менее 20 лиц. Вести в интересах группы лиц административное дело может быть поручено одному или нескольким лицам.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Они обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению сходны с мерами по обеспечению иска в гражданском процессе и могут вводиться по заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд для защиты прав других лиц или неопределенного круга лиц. Ими могут быть, например: приостановление оспариваемого решения полностью или в части, запрет на совершение определенных действий.
В КАС РФ закреплены следующие общие сроки для рассмотрения административных дел: - до трех месяцев - в ВС РФ; - до двух месяцев - во всех остальных судах.
Общие сроки подачи апелляционной жалобы (представления) остаются прежними: месяц со дня принятия судом решения в окончательной форме.
06.10.2015